Продажа продуктов нефтепереработки более ста лет входит в группу наиболее доходных видов бизнеса. Крупные корпорации обладают значительной рыночной капитализацией (активы лидера отрасли — ExxonMobil — оцениваются в 400 миллиардов долларов), рекордными по численности штатами сотрудников, налоговыми преференциями от правительств в регионах добычи углеводородов. Такое положение дел характерно для глобального рынка, на местном уровне остается ниша для сравнительно небольших компаний, которые обеспечивают население горюче-смазочными материалами на постоянной основе. Разберемся в том, как устроен готовый бизнес в виде топливной компании.
Топливные компании, доступные для приобретения в Москве и регионах России, можно разделить на три больших группы:
Первые осуществляют переработку закупаемой у добывающих корпораций нефти на собственных НПЗ. Получаемый бензин и дизельное топливо направляются в хранилища, откуда развозятся по АЗС транспортом компании. Сеть заправочных станций входит в вертикально интегрированную схему фирмы — поэтому вся организация именуется предприятием полного цикла.
Транспортно-логистические фирмы не осуществляют самостоятельную переработку нефти. Их задача — обеспечение своевременных поставок бензина на АЗС. Заправочные станции становятся третьей возможной формой топливного бизнеса.
Ключевым риском для инвесторов, желающих купить топливную компанию, остается ёмкость рынка. Неправильная оценка предполагаемых объемов сбыта может привести к банкротству предприятия. Поэтому перед совершением сделки рекомендуется проведение независимого аудита приобретаемой организации: это поможет выявить её слабые места и оценить возможность их устранения.
Особенности сделок, связанных с топливными компаниями, заключаются в необходимости сохранения существующих цепочек поставок и взаимодействий с подрядчиками. Организации важно сберечь контракты с фирмами, которые влияют на работоспособность бизнеса. Это означает, что новым собственникам потребуется убедить будущих партнеров в собственной надежности.